В России грандиозное падение продаж рекламы по всем статьям кроме интернета
Российский рекламный рынок по итогам первого полугодия 2020 г. сократился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил порядка 205-207 млрд руб. Рынок региональной рекламы в первые шесть месяцев 2020 г. пострадал еще больше, сократившись на 24% до 16,4 млрд руб., сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).
Рынок интернет-рекламы с начала года потерял всего 1%, в то время как в других секторах наблюдался обвал до 37-50%.
В отчете АКАР не приводятся отдельные итоги II квартала 2020 г., который обрушил рекламный рынок в связи с пандемией коронавируса, однако эксперты ассоциации отметили, что этот наиболее сложный период «рекламная индустрия в России прошла существенно лучше, чем предполагалось первоначально». Согласно подсчетам агентства AdIndex, объем рекламных бюджетов в России по итогам II квартала 2020 г. сократился на 22% до 90-91 млрд руб.
Предыдущий кризис на российском рынке рекламы в 2015 г., который был вызван последствиями введения антироссийских санкций, действительно был более глубоким, поскольку по итогам первых шести месяцев рынок тогда сократился сразу на 16% год к году.
По итогам января-июня 2020 г. наиболее драматичным стало сокращение рекламной выручки в газетах и кинотеатрах, где падение составило 53% и 50%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. На фоне этого обвала сокращение сектора Digital выглядит незначительным, поскольку в первом полугодии 2020 г. интернет-реклама сократилась всего на 1%, до примерно 108,0-109,0 млрд руб.
Наиболее провальным сектором российской рекламы с начала 2020 г. стала периодика, где суммарный обвал рекламных бюджетов составил 44%, до 4,1-4,2 млрд руб. Бюджеты рекламы в газетах просели при этом на 53% до 1,3-1,4 млрд руб., в то время как реклама в журналах просела на 39% до 2,8-2,9 млрд руб.
Сегмент рекламы на радио с начала 2020 г. сократился более чем на треть – до 4,5-4,6 млрд руб. (-37% год к году).
Серьезным образом также пострадал рекламный сектор Out of Home, к которому в АКАР относят рекламу на улицах и в помещениях, в кинотеатрах, на транспорте и т.п. В целом выручка всего сектора сократилась на 30% по сравнению с первым полугодием 2019 г., до 14,5-14,9 млрд руб.
Меньше других в этом секторе пострадала наружная реклама, бюджет которой по итогам полугодия сократился на 26% год к году, до 12,5-12,7 млрд руб. По остальным сегментам рекламные бюджеты сократились практически наполовину: в кинотеатрах до 0,18 млрд руб. (-50%), Indoor-реклама до 0,6-0,7 млрд руб. (-47%), транзитная реклама до 1,1-1,3 млрд руб. (-47%).
Достаточно ощутимо досталось российскому рынку телерекламы, который в целом сократился на 9% год к году, до 73,4-74,4 млрд руб. Основной удар пришелся на рекламные бюджеты основных каналов, которые сократились сразу на 10% до 70,1-71,1 млрд руб., в то время как рекламная выручка на тематических каналах упала всего на 2% до 3,3-3,4 млрд руб.
В марте 2019 г. CNews сообщил о том, что по итогам 2018 г. рекламная интернет-выручка в России впервые обогнала рекламу на телевидении. Тогда Digital-сегмент показал годовой результат в 203 млрд руб. против 187 млрд руб. у телевидения, хотя по итогам 2017 г. телевидение опережало интернет – 170,9 млрд руб. против 166,3 млрд руб.
Судя по итогам первого полугодия 2020 г., лидерство Digital-сегмента, обогнавшего телевидение по объему рекламной выручки практически на треть, явление необратимое и со временем только усиливающееся.
Согласно свежему прогнозу развития российской рекламной индустрии, представленному рекламным холдингом Dentsu Aegis Network, падение рынка рекламы по итогам всего 2020 г. может составить 10,6-17,5%.
В случае позитивного сценария восстановления рекламного рынка, для реализации которого необходимо отсутствие повторной фазы режима самоизоляции, стабилизация цен на нефть и сокращение российского ВВП на 4,5%, рекламный рынок сократится только на 10,6%, при этом телереклама потеряет 10,2% выручки, интернет – порядка 2,1%.
При негативном сценарии развития событий, включающем вторую волну коронавируса с вытекающими ограничениями, а также снижение российского ВВП на 6,4%, рекламный рынок сократится на 17,5%, при этом телереклама потеряет 17,2%, интернет – до 9,7% рекламных бюджетов.
На 2021 г. аналитики Dentsu Aegis Network прогнозируют сокращение российского рынка рекламы на 9,2% при снижении ВВП страны на 4,5%, или на 6,1% при снижении ВВП на 3,5%.

